Политический риск
Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Таким образом, политический риск связан с возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида риска особенно важен в странах с неустоявшимся законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.
Политический риск с неизбежностью присущ
предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить
и учесть.
Для анализа и оценки политического риска создана
мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и
некоммерческого характера. В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных
центров, основная часть которых находится в США.
Политические
риски можно подразделить на четыре группы:
·
риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;
·
риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на
конвертирование местной валюты;
·
риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой
находится компания-контрагент;
·
риск военных действий и гражданских беспорядков.
·
Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень
широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании
или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении
риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда
не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни
в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается
национализация от конфискации.
·
Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную.
Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно,
получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту
инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество —
например, принудительно длинная очередь на конвертацию.
·
Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни
предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается
по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением
национального законодательства.
·
Риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых
предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.
Политический риск условно можно также подразделить
на страновой, региональный, международный. Под страновым политическим риском
следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны,
оказывающей влияние на результаты деятельности предпринимательских фирм, в
связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их
банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого
бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к
нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности
небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие
необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.
Под региональным политическим риском следует
понимать нестабильность политической обстановки в определенном регионе, которая
влияет на результаты деятельности предпринимательских фирм; в частности, это
может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, а также
вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов
управления.
Учет международного политического риска важен для предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров.
Поскольку на политические риски предприниматель не
может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит
от результатов его деятельности, политический риск следует относить к группе
внешних рисков.